Проект ФЦП. Форсированная модернизация политических институтов…

by Zhukov
0 comment

project_minobrnauki
Государственный контракт №П930 от 26 мая 2010 года, проект «Форсированная модернизация политических институтов: компьютерное моделирование, прогнозирование результатов и нелинейных эффектов» (Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы), 2010 – 2012 гг., руководитель – Д.С. Жуков; исполнитель – С.К. Лямин.

Значительные усилия коллектива были направлены на исследования возможности использования ОФМП для описания процессов и эффектов форсированной институциональной модернизации – применительно к системам, находящимся вблизи фазового перехода («взрывообразной» социальной трансформации).

Подбирая исходные гипотезы, мы стремились сконструировать такую модель, которая могла бы симулировать реальную систему – административно-политический институт (или их совокупность). В самом кратком виде эти исходные положения можно сформулировать следующим образом. В качестве базового объяснения специфики российской модернизации мы избрали концепцию «осадочного общества» А. Рибера. Что касается объяснительных схем институциональной структуры и институциональных трансформаций, то мы воспользовались классическими идеями ведущих теоретиков институционализма Д. Норта и Д. Найта, положениями социетального институционализма, который рассматривает формальные и неформальные институты как «правила игры» – разделяемые и поддерживаемые людьми принципы и нормы взаимодействия. Мы основывались также на значительных наработках в области институционализма, сделанных в исследовательском комитете по институциональным исследованиям Российской ассоциации политической науки (РАПН).

В качестве исходных положений для модели были приняты следующие утверждения: современная российская институциональная модернизация носит форсированный характер (ускоренный и усиленный импульсами со стороны государства); применительно к российским реалиям контрадикция формальности-неформальности институтов практически полностью совпадает с контрадикцией модернизированности-традиционности.

Логика моделирования с помощью ОФМП требует структурировать, «разметить» рабочее фазовое пространство модели. Эта разметка представляет собой существенно модифицированную типологию институтов Г. Хелмке и С. Левицки. Эта разметка представляет собой существенно модифицированную типологию институтов Г. Хелмке и С. Левицки. См. рисунки 29 – 30.

разметка фазового пространства Модернофрактала
разметка фазового пространства Модернофрактала

Посредством Модернофрактала были поставлены 13 серий экспериментов. Были выстроены виртуальные сценарии форсированной (ускоренной и усиленной импульсами «сверху») институциональной модернизации, исходя из экспертных оценок по поводу величин управляющих факторов. Одно из достижений этой части проекта – приложение смоделированных теоретических закономерностей к интерпретации конкретно-политических феноменов и процессов.

Наблюдаемые в ходе компьютерной симуляции нелинейные эффекты мы условно назвали «инконгруэнтными» (не соответствующими классической модели модернизации – линейной, нормативной, подчёркнуто эволюционной). Всю совокупность таких эффектов мы обозначили термином «турбулентная» модернизация. На рисунках 32 – 34. выборочно представлены некоторые результирующие изображения, сгенерированные Модернофракталом.

результаты экспериментов в Модернофрактале

результаты экспериментов в Модернофрактале

результаты экспериментов в Модернофрактале

В результате экспериментов были подтверждены (при определённых комбинациях факторов) нелинейные эффекты, известные из литературы, а также обнаружены новые эффекты и (или) условия их возникновения. Приведём некоторые полученные качественные интерпретации результатов моделирования…

Форсированная институциональная модернизация не является равномерной – она охватывает в разной мере разные институты, слои и пространства, что, очевидно, может приводить к противоречиям и даже столкновениям между ними.

Related Posts