Проект ФЦП. Сценарии деструкции традиционных неформальных институтов…

Государственный контракт № 14.B37.21.0552, проект «Сценарии деструкции традиционных неформальных институтов: компьютерное моделирование и политологический анализ» (Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы), 2012 – 2013 гг., руководитель – Д.С. Жуков; исполнитель – С.К. Лямин.

Определение «традиционный неформальный институт» (ТНИ) относится к обширному ряду феноменов, таких как коррупция, этнические и мафиозные кланы, непотизм и клиентелизм и т.п. Развитие модернизированных формальных институтов – как в России, так и в других развитых и развивающихся странах – весьма часто наталкивается на негативное явление – «деформализацию правил». Архаичные неформальные институты являются значимым препятствием для социального прогресса.

Задачей проекта являлось развитие моделей, которые могут имитировать институциональную трансформацию и генерировать сценарии/варианты деструкции традиционных неформальных институтов. Перед исследовательским коллективом были поставлены вопросы о причинах появления/выживания ТНИ в современной России и об условиях достижения успеха в процессе деструкции ТНИ.

Между тем, политика институциональной модернизации не может ограничиваться лишь мероприятиями в отношении органов власти, то есть проходить в формате сугубо административной реформы. На данный момент в России широкая проблема деструкции ТНИ фактически заменены частной проблемой борьбы с коррупцией. Причём, и в этой сфере доминирует технократический подход, предусматривающий использование формально-юридических инструментов пресечения коррупционных действий, а также развитие новых информационных интерактивных и открытых платформ взаимодействия административных институтов и потребителей государственных услуг. Однако технократический подход, правильный и полезный сам по себе, не учитывает социальную сущность традиционных неформальных институтов. В России технократический (узко-административный) подход к совершенствованию институтов, будучи применён «в одиночку», не может иметь значимых результатов. Поэтому необходим «социальный» подход к формированию и реформированию институтов, который предусматривает не просто совершенствование их формальной конструкции и норм, а сонацию их социальной среды.

Для целей моделирования социально-политических объектов мы использовали модифицированную ОФМП (обобщённую фрактальную модель перехода). Для реализации этой модели также использовалась программа-фракталопостроитель, являющаяся разработкой авторов, – Модернофрактал 5.1. С помощью Модернофрактала были поставлены несколько сотен виртуальных экспериментов. Эти эксперименты довольно детально описаны в ряде публикаций авторов проекта. Процесс имитационного моделирования в ОФМП, в сущности, состоит из 3-х этапов: формализация социо-гуманитарного (в данном случае – политологического) дискурса; получение изображений аттракторов и бассейнов во фракталопостроителе, перевод графических и числовых результатов на язык социо-гуманитарных качественных понятий и сопоставление интерпретаций с известными фактами. Для формализации исходных данных использовались экспертные оценки. Поэтому в данном исследовании моделирование следует рассматривать как средство выработки гипотез, построения веера перспектив.

Проведённые с Модернофракталом эксперименты показали несколько исходов (сценариев) модернизационного воздействия на социальный объект (институт) со стороны государства и общества…

Related Posts