Об авторах, контакты: Дмитрий Жуков, Сергей Лямин, контактная информация
Направления деятельности: фрактальная геометрия, постиндустриальное общество, руссистика, политология, англоведение, прогностика и футурология, фандрайзинг
Публикации: научные публикации Д.Жукова, научные публикации С.Лямина, публицистика Д.Жукова, публицистика С.Лямина
Информация: ...для студентов-историков, ...для студентов-политологов, ...для абитуриентов, оперативная информация
Мероприятия: "Учитель года", конференции, проекты
Комментарии:
текущие события, эссе, объявления

об авторах, контактынаправления деятельностипубликации


Home > фрактальная геометрия > научные доклады > доклад на философской конференции в Тамбове

 

 

 

Моделирование ментальных и средовых процессов средствами фрактальной геометрии

Доклад на конференции Института философии РАН, посвящённой изучению менталитета в России
(Тамбов, 2007 год. Д.С. Жуков, С.К. Лямин)

старницы:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

№ этой страницы 9

 

Фракталы, как мы полагаем, могут быть использованы как эвристические метафоры. Мы хотели бы представить одну из них - метафору менталитета.

Большие социальные группы состоят из малых групп и, в конечном счёте, из индивидов. Человек, таким образом, включён во множество социальных общностей. Соответственно, менталитет большой социальной группы отражается в коллективном сознании малых групп и, в конце концов, в индивидуальном сознании. Ментальные категории и особенности восприятия функционируют на разных социальных уровнях. Можно выстроить своего рода иерархию социальных срезов менталитета. Например: городское общество – сословная корпорация – семья – индивид. Подобная иерархия выстраивается по принципу матрёшки. Но всё же «матрёшка» в данном случае весьма примитивная метафора, которая демонстрирует всего лишь иерархию поверхностных количественно-качественных характеристик.

Некоторые соображения подтолкнули нас разработать новую метафору взаимодействия коллективного и индивидуального сознания.

Во-первых, индивидуальное сознание представляет собой совокупность ментальных категорий, одни из которых непосредственно связаны с практикой, являются своего рода праксиологическими программами, в той или иной мере рефлексируемыми каждой личностью, а другие – глубоко личностные, внутренние, интимные идеи, не всегда осознаваемые и не всегда проявляющиеся в социальной деятельности. Структура коллективного сознания аналогична, с той только разницей, что вывернута как бы наизнанку. Массовое сознание фиксирует и вербализирует наиболее абстрактные морально-философские концепты. В то же время праксиологические образования коллективного мышления зачастую скрыты и не всегда осознаваемы коллективным сознанием. Таким образом, если личностное сознание сопрягается с окружающей средой посредством, прежде всего, праксиологических программ и норм, то коллективное сознание - посредством философии, морали, идеологии (абстрактных систем знания). В свою очередь центр личности формируют интимные, мировоззренческие категории, а основу коллективного сознания составляют конкретные социально-практические нормы, которые и формируют коллектив как таковой.

Во-вторых, категории коллективного сознания отражаются в индивидуальном сознании; и отражение это, как мы уже отметили, является «перевёрнутым». Если мы хотим проникнуть во внутренний мир личности, необходимо рассмотреть распространенные в обществе идеи, определяющие дух эпохи. И наоборот: если перед нами стоит задача изучить нормы социальной практики, характерные для какой-либо эпохи и социальной группы, то следует изучить деятельность человека в микросреде.

В силу этих двух обстоятельств мы прибегли к метафоре геометрического фрактала, который условно назвали «восьмёркой»

Слайд 13. «Восьмёрка».

Эта фигура состоит из бесконечного числа восьмёрок, образованных одной линией и встроенных особым образом одна в другую. Одни витки представляют собой слои (категории) индивидуального сознания, другие – коллективного сознания. Одна часть каждой восьмёрки включена в соответствующую часть предшествующей восьмёрки, а другая часть исходной восьмёрки включает соответствующую часть предшествующей восьмёрки. Таким образом, внешние витки коллективного сознания продолжаются во внутренних витках индивидуального сознания, которые, в свою очередь, переходят во внешние витки коллективного сознания. Бесконечная внешняя сложность коллективного сознания отражает бесконечную внутреннюю сложность индивидуального сознания и наоборот.

Как мы полагаем, фрактальная метафора могла бы внести некоторую ясность в понимание структуры менталитета и его функциональных взаимосвязей с социальной средой.

 

старницы:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Приносим извинение за плохое качество и большой размер флеш-графики, которая изначально предназначалась для широкоэкранных презентаций. Поэтому её с трудом удалось адаптировать для Web.

 

 

Уважаемые посетители!

Пожалуйста, обратите внимание на это сообщение))

Вы просматриваете старую версию нашего сайта, которую мы намереваемся продолжать поддерживать. Здесь Вы можете найти информацию, которая пока не размещена или вообще никогда не будет размещена в новой версии нашего сайта. Но самую свежую и актуальную информацию мы размещаем уже на новом сайте по адресу http://ineternum.ru/

 

Dear ladies and gentlemen!

Please pay attention to the message))

You are viewing the old version of our website. We continue to support the old version, because here are located some unique data. But fresh and actual information is available only in new site http://ineternum.ru/

 

 

 

 

 

 
дружественные сайты
центр футурологии блог инетернума Центр фрактального моделирования социальных и политических процессов nexpol
 


 
© Дмитрий Жуков, Сергей Лямин, 2007 - 2010. При перепечатке, а также при цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Последнее обновление: 02.08.2007