Об авторах, контакты: Дмитрий Жуков, Сергей Лямин, контактная информация
Направления деятельности: фрактальная геометрия, постиндустриальное общество, руссистика, политология, англоведение, прогностика и футурология, фандрайзинг
Публикации: научные публикации Д.Жукова, научные публикации С.Лямина, публицистика Д.Жукова, публицистика С.Лямина
Информация: ...для студентов-историков, ...для студентов-политологов, ...для абитуриентов, оперативная информация
Мероприятия: "Учитель года", конференции, проекты
Комментарии:
текущие события, эссе, объявления

об авторах, контактынаправления деятельностипубликации


Home > фрактальная геометрия > научные выступления > доклад на конференции по урбанизации

 

 

Фрактальная модель модернизации среды городов Центрального Черноземья

выступление на межрегиональной научной конференции
"Урбанизация в России в XVIII - нач. XX вв."
(17 - 18 сентября 2007 г., Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Д.С. Жуков, С.К. Лямин)

старницы:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

№ этой страницы 7

 

В ходе наших исследований была разработана математическая модель, описывающая процессы модернизации инфраструктуры городской системы образования в пореформенной России (по материалам губерний Центрально-Черноземного региона).

Слайд 8. ТОМН.

Рассмотрим участок плоскости комплексных чисел – квадрат с координатами диагонали (-2; -2) (2;2) - на котором по оси х располагается диапазон значений уровня модернизированности макросреды ( d ), а на оси у – диапазон значений уровня модернизированности микросреды ( k ). Неразрывность действительной и мнимой частей комплексного числа может быть уподоблено неразрывности макросреды и микросреды, которые определяют содержание анализируемого социального среза.

Значение x и y равное -1 и 1 (и для x и для y ) является границей, отделяющей диапазон значений характерных для традиционной среды (-1 < k < 1 и -1 < d < 1) от диапазона значений, характерных для модернизированной среды ( k <-1, k >1 и d <-1, d >1) .

На данной комплексной плоскости каждая точка – сегмент исследуемой социальной реальности, который выступает как единство макросреды и микросреды. Степень модернизированности макросреды и микросреды выражена определёнными значениями по оси x и по оси y - соответственно.

Таким образом, на данной комплексной плоскости мы можем отметить четыре типа зон:

Зона Т – зона соответствия незначительных степеней модернизации микросреды и макросреды (-1 < k < 1 и -1 < d < 1) .

Зона М – зона соответствия значительных степеней модернизации микросреды и макросреды ( k <-1, k >1 и d <-1, d >1) .

Зона О - Зона несоответствия степеней модернизации микросреды и макросреды - значительная степень модернизации макросреды при незначительной степени модернизации микросреды ( -1 < k < 1 и d <-1, d >1 ).

Зона Н - Зона несоответствия степеней модернизации микросреды и макросреды - значительная степень модернизации микросреды при незначительной степени модернизации макросреды ( k <-1, k >1 и -1 < d < 1).

В данной модели очень важно чётко разграничивать понятия «макросреда» и «микросреда» применительно к каждому объекту моделирования. В нашем случае под «микросредой» ( d ) мы понимаем городскую систему образования отдельного города; под «макросредой» ( k ) - городскую систему образования в губернии в целом.

В рамках данного исследования перед нами стоит задача математически выразить динамику модернизации системы образования (социальной среды) в городах Центрально-Чернозёмного региона во второй половине XIX – начале XX веков. Нам необходимо выявить те факторы, которые влияли на характер и направление модернизационных изменений социальной среды.

Прежде всего, любая система имеет внутренний потенциал развития. Любая система стремится воспроизвестись, сохраниться, усилить свои характерные черты, обеспечить (как минимум) гомеостазис, идентичность и т.п.

Расширение сети образовательных учреждений в течении второй половины XIX – начала XX века являлось результатом модернизационных усилий, предпринимаемыми как государством (министерством народного просвещения и другими государственными ведомствами), так и обществом (частными лицами и органами местного самоуправления). В рамках нашей модели мы рассматриваем таковые усилия (параметр C ) в двух направлениях:

1) расширение инфраструктуры образовательных учреждений в рамках всей системы образования, рассматриваемой губернии (макросреда - D c );

2) расширение инфраструктуры образовательных учреждений в рамках конкретного города (микросреда - K c ).

Наконец, необходимо учитывать, что модернизационные процессы протекали в преимущественно традиционной среде, сопротивление которой порождало разного рода нелинейные эффекты.(параметр А). Таким образом, рассмотренные три параметра объединены в формуле, генерирующей фрактальное построение.

В данном исследование мы избрали в качестве предмета динамику процессов модернизации городской системы образования Центрально-Чернозёмного региона во второй половине XIX – начале XX века по материалам Воронежской, Орловской, Курской и Тамбовской губерний.

В качестве хронологических срезов были избраны 1881, 1897 и 1913 гг.

В рамках поставленной проблемы нас интересует не столько количественные изменения, происходившие в сети образовательных учреждений на уровне макросреды и микросреды, сколько трансформация качественного состояния инфраструктуры. Сам по себе рост числа учебных заведений мало о чём свидетельствует, поскольку вместе с ростом числа школ росло и народонаселение, и модернизационные потребности социума. Необходимо выявить на каждом новом хронологическом этапе процент вовлечённости в систему образования населения в возрасте от 8 до 20 лет. Иначе говоря качественная трансформация в данном случае тесно связана с тем, насколько предпринимаемые модернизационные усилия удовлетворяли модернизационные запросы губернии и города. Лишь вычислив степень охвата населения образовательной инфрастуруктурой, мы можем делать выводы о количественных данных (достаточности или недостаточности числа учебных заведений в губернии в целом и в конкретном городе)

старницы:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

 

Уважаемые посетители!

Пожалуйста, обратите внимание на это сообщение))

Вы просматриваете старую версию нашего сайта, которую мы намереваемся продолжать поддерживать. Здесь Вы можете найти информацию, которая пока не размещена или вообще никогда не будет размещена в новой версии нашего сайта. Но самую свежую и актуальную информацию мы размещаем уже на новом сайте по адресу http://ineternum.ru/

 

Dear ladies and gentlemen!

Please pay attention to the message))

You are viewing the old version of our website. We continue to support the old version, because here are located some unique data. But fresh and actual information is available only in new site http://ineternum.ru/

 

 

 

 

 

 
дружественные сайты
центр футурологии блог инетернума Центр фрактального моделирования социальных и политических процессов nexpol
 


 
© Дмитрий Жуков, Сергей Лямин, 2007 - 2010. При перепечатке, а также при цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Последнее обновление: 15.11.2007