Об авторах, контакты: Дмитрий Жуков, Сергей Лямин, контактная информация
Направления деятельности: фрактальная геометрия, постиндустриальное общество, руссистика, политология, англоведение, прогностика и футурология, фандрайзинг
Публикации: научные публикации Д.Жукова, научные публикации С.Лямина, публицистика Д.Жукова, публицистика С.Лямина
Информация: ...для студентов-историков, ...для студентов-политологов, ...для абитуриентов, оперативная информация
Мероприятия: "Учитель года", конференции, проекты
Комментарии:
текущие события, эссе, объявления

об авторах, контактынаправления деятельностипубликации
Home > конкурс "Учитель года" > Школа учителей года при «Учительской газете», Челябинская область, май 2009

 

 

 

Школа учителей года при «Учительской газете», Челябинская область, май 2009

Фотографии

Министр образования Челябинской области Владимир Садырин

Журналист «Учительской газеты» Дарья Смолева

Учителя года

Учителя года в одной из школ Челябинской области

Учитель года России Екатерина Филиппова

Учитель года Рязанской области Роман Волков

Учитель года Тамбовской области Сергей Лямин

Информация о мероприятии в интернете:
http://www.ug.ru/?action=topic&toid=4978&i_id=53

 

Урок по истории учителя года Тамбовской области Сергея Лямина

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Друзья предметом нашего урока сегодня станет идеология, господствовавшая в Древнем Риме на различных этапах его истории. Идеология всегда играла и продолжает играть сегодня одну из важнейших ролей в жизни, как общества, так и государства. Это происходит оттого, что нередко именно идеология определяет цель существования, как отдельных людей, так и всей цивилизации в целом. Итак, сегодня тема нашего урока: «Доктрина Золотого века в Древнем Риме».

ЗОЛОТОЙ ВЕК САТУРНА

И прежде чем начать разговор обратимся к мифам Древнего Рима.
Как вы знаете, мифы Древнего Рима во многом перекликаются с мифами Древней Греции. По легенде древнеримский бог Сатурн, как и греческий Кронос, когда-то царствовал над всем космосом, но был свергнут с Олимпа своим сыном Юпитером (Зевсом). Поверженный бог отправился на Аппенинский полуостров и стал царствовать над проживающими здесь племенами. Давайте с вами прочитаем отрывок из сочинения римского поэта 1 века н.э. Публия Вергилия Марона, который в своих стихах запечатлел этот миф.

Племя первых людей из дубовых стволов тут возникло.
Дикие нравом, они ни быков запрягать не умели,
Ни запасаться ничем, не беречь того, что добыто:
Ветви давали порой да охота им скудную пищу.
Первым пришёл к ним Сатурн с высот эфирных Олимпа,
Царства лишён своего, устрашён оружием сына.
Он дикарей, что по горным лесам в одиночку скитались,
Слил в единый народ, и законы им дал, и Латинской
Землю назвал, в которой он встарь укрылся надёжно.
Век, когда правил Сатурн, золотым именуется ныне:
Мирно и кротко царил над народами бог, - но на смену
Худший век наступил, и людское испортилось племя.
Яростной жаждой войны одержимо и страстью к наживе.

Вергилий

ВОПРСЫ:

  1. Каковы были основные занятия людей до прихода Сатурна?
  2. До прихода Сатурна люди занимались охотой и собирательством. Сатурн научил их скотоводству и земледелию. Какое эпохальное событие в истории человечества нашло отражение в этом мифе?
  3. Как вы полагайте о чём свидетельствуют строки:

«Он дикарей, что по горным лесам в одиночку скитались,
Слил в единый народ, и законы им дал, и Латинской
Землю назвал, в которой он встарь укрылся надёжно».

  1. Как вы думаете, за что римляне  чтили Сатурна? Почему период его правления носит название «золотой век»?
  2. С чем связывает поэт гибель золотого века Сатурна?

 

Таким образом, Сатурн в представлении римлян не только научил их земледелию и скотоводству, но и положил начало государственности. Царствование Сатурна ассоциировалась с эпохой изобилия и достатка, с торжеством свободы и справедливости – с Золотым веком.
О том, насколько римляне почитали Сатурна, свидетельствуют хотя бы тот факт, что именно в храме Сатурна, располагавшимся на Капитолийском холме хранилась государственная казна. Начиная с 17 декабря, в течении семи дней в Древнем Риме отмечался праздник - сатурналии. Во время этого праздника приостанавливались все общественные дела, школьники освобождались от занятий, господа и слуги, хозяева и рабы менялись местами и первые прислуживали последним. Этот праздник рассматривался как воспоминание об ушедшем в прошлое Золотом веке – эпохи изобилия, всеобщей свободы и равенства, на смену которому пришёл век Железный.

ЗОЛОТОЙ ВЕК АВГУСТА

В представлении римлянина Золотой век не являлся безвозвратно ушедшей в прошлое эпохой справедливости равенства и благоденствия. Римлянине верили, что эта эпоха вернётся, железный век неизбежно сменится золотым. На протяжение всей истории республики до начала гражданских войн, когда могущество Рима возрастало день ото дня всем было очевидно приближение Золотого века. Покорение народов Италии и Греции, победа над Карфагеном, победоносные войны в Малой Азии и в Европе – разве не указывало всё это на приближение нового царства Сатурна на земле.
Однако вместе с ростом могущества увеличивалось и количество проблем, с которыми всё чаще и чаще приходилось сталкиваться римлянам. Бесконечные войны и огромный приток рабов в Рим приводили к обезземеливанию и обеднению свободного населения. Войны отрывали римлян от их земельных участков, которые либо приходили в запустение, либо переходили во владение богатым латифундистам. Попытки братьев Гракхов ограничить рост латифундий и предотвратить обезземеливание земледельцев не увенчались успехом. После убийства Тиберия Гракха Рим вступил в полосу гражданских войн. Да и республиканская форма правления, подходящая для маленькой гражданской общины на берегах Тибра, не отвечала потребностям огромной и постоянно расширяющейся мировой державы. Борьба политических партий, кровопролитные столкновения между ними, диктатуры Суллы и Цезаря указывали на то, что республика находится в состоянии глубокого кризиса и образ Золотого века, который, казалось, уже виднелся на горизонте, скрылся в клубах гражданских войн. Общественно-государственный организм Древнего Рима был расколот на множество частей. Каждая социальная группа, политический деятель, да и просто отдельный гражданин – все они имели разные цели и устремления, разное представление о желаемом будущем. Это был своего рода хаос. В этих условиях общество обычно испытывает потребность в выработке общей цели – целеполагающей идей. Это идеология, которая определяет главную цель, к которой стремится общественно-государственный организм в своём развитии. Эта идея должна и может подвести общий знаменатель по всеми, даже самыми разными, пожеланиями и устремлениями людей. Эта идея заставляет частные интересы, в той или иной мере, служить общей цели. Она как бы консолидирует, сковывает общество в едином устремлении к цели. Такой целеполагающей идеей для римлян и стало возвращение к Золотому веку.
Как вы знайте, завершение гражданских войн связано с именем Октавиана Августа. Возвратившись в 29 г. после победы над Антонием и Клеопатрой с триумфом в Рим Август сложил с себя все чрезвычайные полномочия передав власть в римской державе сенату и народу. Было официально провозглашено завершение гражданских войн, восстановление республики и наступление Золотого века для римлян. Тем не менее, личное политическое влияние Августа увеличилось ещё более. Ему удалось сосредоточить в своих руках очень широкие полномочия: он являлся первым лицом среди сенаторов (принцепс), распоряжался казной, вёл переговоры с другими государствами, решал вопросы войны и мира, выдвигал кандидатов на высшие государственные должности. Эпоха правления Августа и его преемников получила название эпохи принципата.
В сознание римлян между столь значительной властью одного человека – Августа и формой республиканского правления не было противоречия. Поскольку республика не исключала единоличного правления, если это не противоречило общей пользе. Республика  была, действительно, возрождена в том смысле, что римляне были искренне рады завершению братоубийственных гражданских войн, приходу стабильности, возрождению старых традиций, умиротворению внешних врагов.
Именно с возрождением республиканских ценностей ассоциировалось у римлян наступление Золотого века. Золотой век стал официальной идеологией принципата Августа.

Перед вами одна из скульптур Августа, хранящаяся в музее Ватикана. Обратите внимание на панцирь Августа: на панцире мы видим наступление солнечного света для всего мира; варвар возвращает римскому воину военное знамя, утерянное раньше; женские фигуры, расположенные по обеим сторонам, олицетворяют умиротворённые Августом провинции. Изображение богини земли с двумя младенцами и рогом изобилия символизирует наступление эпохи благоденствия и процветания.
Обратите внимание, что сцена, символизирующая мир и изобилие, покой и процветание, изображена, как ни странно, на военном панцире и это неудивительно. Война с варварами понималась именно как миротворчество. Умиротворенная после завершения гражданских войн империя считает своим долгам принести этот мир в земли варваров. Конечно не ради варваров, а ради безопасности самой империи. Вот как современники Августа описывали расширение империи:

… Римлянин! Ты научись народами править державно –
В этом искусство твоё! – налагать условия мира,
Милость покорным являть и смирять войною надменных!

ВЕРГИЛИЙ

…Все мира края, где могут селиться
Люди – будут его; всё море ему покориться.
Страны умиротворив, на гражданское он правосудье
Мысли направит и даст – справедливец великий – законы.

ОВИДИЙ

  1. Каковы, по этим отрывкам, цели завоевания Римом новых земель?
  2. Стремятся ли римляне к уничтожению или всеобщему порабощению покорённых народов?

 

Таким образом, Август был пацифистом. Он стремился к миру и к прекращению войн. Но Август был пацифистом в духе своего времени. Если мы понимаем мир как мирное сосуществование с другими народами, взаимный учёт интересов и т.п., то Август понимал мир как отсутствие врагов и как отсутствие вообще каких-либо независимых от империи «других народов» как потенциальных врагов. Он покорял земли варваров, чтобы установить на этих землях римский мир, чтобы эти земли, влившись в империю, уже никогда не смогли бы стать источником агрессии против империи. Империя ассоциировалась со всем существующим миром – у неё просто не могло быть соседей. Это так называемый имперский пацифизм. Война – это всего лишь расширение пространственных границ Золотого века. Идеология золотого века Августа не только консолидировала общество и государство после завершения гражданских войн, но и явилась идейным фундаментом построения мировой державы.

ПОЯВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Итак, в истории древнего Рима наступил новый период – принципат. Римляне реализовали свою целеполагающую идею – Золотой век наступил. Будущее виделось лишь как постоянное усиление уже существующего счастья. Но официально заявленный конец истории, конечно же, не наступил. Перед римлянами уже не стояла некая грандиозная цель, сковывающая их воедино, объединяющая и направляющая их. Они её не потеряли, просто они её достигли, а новой не было. Но общество и государство продолжали развиваться. Появлялись новые социальные группы, у людей появлялись новые интересы, возникали новые философские учения, происходили политические катаклизмы, велись войны. А идея, которая объясняла бы, к чему всё это идёт, отсутствовала. Поэтому вновь нарастает социальный хаос.
Почти все преемники Августа объявляли  своё правление Золотым веком. Но современники понимали, что это не соответствует действительности. Влияние сената, раздираемого политическими противоречиями, уменьшалось. Принципсы откровенно стремились к неприкрытой деспотии. На границах одно поражение следовало за другим. Большая часть   свободного населения нищенствовала и т.д. Когда люди не знают, к чему они стремятся, они не знают, как исправить существующую ситуацию. Официальной идеологией был Золотой век, но все люди видели, что их время было Железным веком. Воспринимая «Золотой век», как вершину из вершин, как своего рода конец истории, официальная идеология не смогла выработать новую коллективную целеполагающую идею. Торжество утопии обернулось её гибелью. Общество, наблюдающее разрыв между реальной действительностью и пропагандой, само ищет новую целеполагающую идею. И находит её – христианство. Образ Христа – первоначально всего на всего одного из миллионов рабов, подвергнутого позорной казни на кресте, - этот образ заполнил идеологический вакуум, образовавшийся в условиях кризиса целеполагающей идеи. Тысячи римских граждан попадали под влияние христианства, в котором они находили утраченные представления о цели, о порядке, о том, что является ценностью, и не является таковой, о том, что есть, и что должно быть. Проповедь Христа смогла дать ответ на все вопросы, интересующие людей. Обратимся к письму Плиния Младшего к императору Траяну, где встречается первое письменное  упоминание о первых христианах (первая четверть II в. н.э.). 

«Плиний императору Траяну.
Для меня привычно, владыка, обращаться к тебе со всеми сомнениями. Кто лучше может направить меня в нерешительности или наставить в неведении?
Я никогда не присутствовал на следствиях о христианах: поэтому я и не знаю, о чем принято допрашивать и в какой мере наказывать.
…Пока что с теми, на кого донесли как на христиан, я действовал так. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спра­шивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих от­правлял на казнь. Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, но их следовало наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. Были и такие безумцы, которых я, как римских граждан, назначил к отправке в Рим. Затем, пока шло разбирательство, как это обычно бы­вает, преступников стало набираться все больше.
…Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, соверши­ли перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а, кроме того, поху­лили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к од­ному из этих поступков.
… Я прибегаю к твоему совету. Дело, по-моему, заслуживает обсуждения, особенно вследствие находящихся в опасности множества людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов, которых зовут и будут звать на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но кажется, ее можно остановить и помочь делу…».

 

  1. Насколько широко, по свидетельству Плиния Младшего, было распространено христианство? Найдите в тексте предложения, свидетельствующие о степени его распространения.
  2. О чём могла бы свидетельствовать фраза: «…соверши­ли перед изображением твоим (императора Траяна – С.Л.), которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином…».

 

Таким образом, широкое распространение христианства указывает на то, что оно становилось новой целеполагающей идеей. Конечная цель развития общества и государства, с точки зрения христианства, – Царство Божье на земле – установление на земле небесного порядка под личным управлением Всевышнего. Но христианство предполагало не коллективное, а личное стремление человека к цели. Иначе говоря, только от человека зависело попадёт ли он в рай или ад. Только человек лично, но не общество и не государство, был ответственен перед Богом за свои поступки. Поэтому христианство являлась уже идеологией нового общества, оно не могло обновить идеологию римской империи. После признания христианства официальной религией при императоре Константине в 313 году общественно-государственный организм империи, на первый взгляд, консолидировался. Но фактически христианство подвело итог античности и символизировало начало новой эпохи средневековья.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Со времён падения Римской империи прошло более полутора тысяч лет. Новые империи возникали и исчезали. Но судьбы их зачастую были почти всегда схожими. Сегодня на наших глазах развернулась новая империя, претендующая быть мировой. И вновь, который раз в истории, официальные идеологи объявили наступление нового Золотого века. Задумаемся, что же такое Золотой век в американском стиле. Глобальная рыночная экономика, всеобщая демократия, абсолютное торжество во всепланетном масштабе либеральных ценностей – собственно, вот те цели, которые провозгласили американцы. Таким образом, в духе имперского пацифизма Америка распространяет свой Золотой век по всему миру. Впрочем, вместо термина варвары употребляются термины «государства-изгои» (Ирак, например), «ось зла» и т.д. Собственно, кроме колоссальных возможностей экономического, политического и военного воздействия Америка создаёт целую культуру Золотого века, которую и транслирует с помощью индустрии развлечений и средств массовой информации по всему земному шару. Создаётся новый образ жизни. Главная индивидуальная цель человека здесь – быть счастливым потребителем товаров и услуг, окруженным сверкающим прекрасным комфортным Золотым веком. Образы этого нового мира вы каждый день ведете в фильмах, книгах, рекламных роликах и плакатах.  Однако и теперь можно заметить разрыв между реальностью железного века и официальной пропагандой благополучного Золотого века эпохи потребления. Каждый из вас, наверное, ощущал некоторое несоответствие между своим образом жизни и образом жизни героев рекламных роликов. И каждый из вас , наверное, думал, что где-то люди так и живут, а плохо только в Котовске. Попробуйте допустить мысль, что на самом деле каждый смотрящий эти фильмы и рекламные ролики - в каком бы уголке земли он ни находился, – чувствует то же самое, что и вы. Возможно это оттого, что никакого прекрасного мира, который смотрит на вас с экранов телевизоров, просто нет, это фальшивка – часть новой идеологии Золотого века, эксплуатирующей мечты людей о лучших временах.

Уважаемые посетители!

Пожалуйста, обратите внимание на это сообщение))

Вы просматриваете старую версию нашего сайта, которую мы намереваемся продолжать поддерживать. Здесь Вы можете найти информацию, которая пока не размещена или вообще никогда не будет размещена в новой версии нашего сайта. Но самую свежую и актуальную информацию мы размещаем уже на новом сайте по адресу http://ineternum.ru/

 

Dear ladies and gentlemen!

Please pay attention to the message))

You are viewing the old version of our website. We continue to support the old version, because here are located some unique data. But fresh and actual information is available only in new site http://ineternum.ru/

 

 

 

 

 

 

 
дружественные сайты
центр футурологии блог инетернума Центр фрактального моделирования социальных и политических процессов nexpol
 


 
© Дмитрий Жуков, Сергей Лямин, 2007 - 2010. При перепечатке, а также при цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Последнее обновление:
01.06.2010