Об авторах, контакты: Дмитрий Жуков, Сергей Лямин, контактная информация
Направления деятельности: фрактальная геометрия, постиндустриальное общество, руссистика, политология, англоведение, прогностика и футурология, фандрайзинг
Публикации: научные публикации Д.Жукова, научные публикации С.Лямина, публицистика Д.Жукова, публицистика С.Лямина
Информация: ...для студентов-историков, ...для студентов-политологов, ...для абитуриентов, оперативная информация
Мероприятия: "Учитель года", конференции, проекты
Комментарии:
текущие события, эссе, объявления

об авторах, контактынаправления деятельностипубликации

Home > конкурс "Учитель года" > Фестиваль "учителей года" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре > Семинар С. Лямина >

 

 

Семинар дипломанта всероссийского конкурса «Учитель года России - 2001» С.Лямина. «Разрушительная и созидательная стороны познания на уроках обществознания и истории»

(Нижневартовск – Ханты-Мансийск – Сургут. Ноябрь 2008) 

Давайте вспомним с вами, что такое история? История- это, прежде всего наука, изучающая прошлое человеческого общества. И как любая наука история имеет методы, с помощью которых она это самое «прошлое» изучает.

В чём именно черпает история знания о прошлом? В исторических источниках. Перед вами лежит текст. Прочитайте его.

Григорий Турский «История франков» Кн. II . Гл. 27.

«В то время войско Хлодвига разграбило много церквей, так как Хлодвиг был еще в плену языческих суеверий. Однажды франки унесли из какой-то церкви вместе с другими драгоценными вещами, необходимыми для церковной службы, большую чашу удивительной красоты. Но епископ той церкви на­правил королю послов с просьбой, если уж церковь не заслужива­ет возвращения чего-либо другого из ее священной утвари, то, по крайней мере, пусть возвратят ей хотя бы эту чашу. Король, вы­слушав послов, сказал им: «Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить военную добычу. И если тот сосуд, который просит епископ, достанется мне, я выполню его просьбу».

По прибытии в Суассон, когда сложили всю груду добычи посе­редине, король сказал: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, еще и этот сосуд». Он говорил об упомянутой чаше. В ответ на эти слова короля те, кто были по­разумнее, сказали: «Славный король! Все, что мы здесь видим,— твое, и сами мы — в твоей власти. Делай теперь все, что тебе угод­но. Ведь никто не смеет противиться тебе!» Как только они произ­несли эти слова, один вспыльчивый воин, завистливый и неумный, поднял секиру и с громким возгласом: «Ты получишь отсюда толь­ко то, что полагается тебе по жребию» — опустил ее на чашу. Все были поражены таким поступком, но король перенес это оскорбле­ние с терпением и кротостью. Он взял чашу и передал ее послу, затаив в душе глубокую обиду.

А спустя год Хлодвиг приказал всем воинам явиться со всем военным снаряжением, чтобы показать на Мартовских полях, насколько исправно содержат они свое оружие. И когда Хлодвиг обходил ряды воинов, то подошел к тому, кто ударил секирой по чаше, и сказал: «Никто не содержит оружие в таком плохом состо­янии, как ты. Ведь ни копье твое, ни меч, ни секира никуда не го­дятся». И, вырвав у него секиру, бросил ее на землю. Когда тот чуть-чуть нагнулся за секирой, Хлодвиг поднял свою секиру и раз­рубил ему голову, говоря: «Вот так и ты поступил с моей чашей в Суассоне». Когда воин умер, король приказал остальным ра­зойтись, наведя на них своим поступком большой страх».

Мы прочитали текст исторического источника, который дал нам определённую информацию. Казалось бы - если исторические источники сами по себе являются носителями информации и рассказывают нам о прошлых эпохах, то зачем нужна история как наука. В чём заключены её методы и не являются ли эти методы простым повторением того, что содержит в себе исторический источник.

В физики есть такое явление, как дисперсия света. Великий Ньютон в XVIII веке в тёмной комнате поставил свой известный эксперимент. Сквозь маленькое отверстие в заслоняющей окно ширме луч света падал на стеклянную призму, и на противоположной стене учёный увидел полосу, состоящую из всех цветов радуги. Так была открыта дисперсия света. Белый световой пучок, как, оказалось, представляет собой единство всех цветов. В едином кроется многое, а многое порождает единое.

Я хотел бы предложить вам этот ньютоновский эксперимент в качестве метафоры иллюстрирующей такие явления в познавательной деятельности человека, как анализ и синтез.

История – это целостный неразделимый процесс. Каждое историческое событие связано с тысячами других. Хозяйственная деятельность человека неразрывно переплетена с социальными условиями его жизни, политической ситуацией и культурной средой. Однако, изучая историю, мы всегда вынуждены расщеплять её на отдельные компоненты.

Почему такое расщепление необходимо для познания? Вспомните, как ребёнок, изучая заводную машинку, разбирает её на отдельные части. Ему нужно узнать, как работает каждая деталь. Только полностью разобрав машинку, а затем, собрав её, юный техник начинает понимать, как функционируют все детали вместе.

С научной точки зрения ребёнок занимается анализом (когда разбирает игрушку) и синтезом (когда её собирает). Анализ и синтез, таким образом, это два метода познания, которые дополняют друг друга.

В истории экономические, политические, социальные и культурные явления не существуют в чистом виде, они взаимосвязаны, происходят одновременно. И более того - зачастую очень трудно определить, с какого рода явлениями мы имеем дело - с политическими, экономическими, социальными или культурными. Например, рабочему задержали выплату зарплаты. Вероятно, у предприятия, на котором он работает, возникли экономические затруднения. Но рабочий вышел на забастовку с политическими требованиями, что свидетельствует о социальной напряжённости. История разложена по полочкам только в учебниках и научных трудах. Возникает вопрос: зачем?

Мы выделяем отдельные аспекты исторического процесса, чтобы внимательно изучить каждый в отдельности. И это только для того, чтобы потом соединить все наши знания и более глубоко проникнуть в общую картину прошлого.

Возможно, кто-нибудь спросит: «А почему бы сразу не изучать всю историю в целом?» Попробуйте понять, как действует заводная машинка, осмотрев её лишь снаружи! Если мы не будем пользоваться анализом, то мы превратимся в сторонних поверхностных наблюдателей, которые не проникают в суть вещей и не видят причин исторических событий.

При изучении прошлого принято выделять несколько исторических аспектов: экономическое развитие, социальная динамика, политические процессы, эволюция мировоззрения и идеологии, развитие культуры, изменение менталитета. Но не будем забывать, что исторический процесс един и разделяется он лишь для удобства познания.

А теперь возьмите в руки ваш текст и прочитайте его ещё раз. Попробуйте выделить информацию, которая свидетельствовала бы об отдельных исторических аспектах: об экономическом развитие, о развитии культуры. Попытайтесь ответить на вопрос: где здесь отражено социальное развитие, а где политическое.

Какие выводы вы можете сделать?

Из текста видно, что война для экономики франков имела большое значение – являлась одним из источников богатств. Сцена дележа добычи между вождями указывает на господство родоплеменных отношений в социальной сфере и первобытной «военной демократии» - в политической. Стремление Хлодвига помочь христианской церкви вернуть святыню указывает на то, что среди вождей уже начала осознаваться необходимость перехода от язычества к монотеизму, что подготавливало складывание государства и т.д.

Мы провели самый поверхностный анализ. Но посмотрите, каков эффект! Наши знания об обществе франков стали гораздо больше той информации, которая содержится в тексте источника. В этом заключена особенность синтеза. Проделав анализ, а затем синтез мы получаем гораздо больше информации, чем просто прочитав текст.

На мой взгляд, чёткое знание старшеклассника о том, что такое анализ и синтез, умение грамотно анализировать текст, наличие соответствующих навыков являются одной из основных развивающих целей исторического школьного образования.

 

 

 

Уважаемые посетители!

Пожалуйста, обратите внимание на это сообщение))

Вы просматриваете старую версию нашего сайта, которую мы намереваемся продолжать поддерживать. Здесь Вы можете найти информацию, которая пока не размещена или вообще никогда не будет размещена в новой версии нашего сайта. Но самую свежую и актуальную информацию мы размещаем уже на новом сайте по адресу http://ineternum.ru/

 

Dear ladies and gentlemen!

Please pay attention to the message))

You are viewing the old version of our website. We continue to support the old version, because here are located some unique data. But fresh and actual information is available only in new site http://ineternum.ru/

 

 

 

 

 

 
дружественные сайты
центр футурологии блог инетернума Центр фрактального моделирования социальных и политических процессов nexpol
 


 
© Дмитрий Жуков, Сергей Лямин, 2007 - 2010. При перепечатке, а также при цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Последнее обновление: 11.07.2008