Визуализированные метафоры

by Zhukov
0 comment

bksh

Проект «Визуализированные метафоры мировой истории» создан Дмитрием Жуковым и Сергеем Ляминым. Это несколько десятков изображений, сопровождаемых пояснительными комментариями. С помощью такой инфографики мы стремились проиллюстрировать и объяснить основные закономерности, изучаемые в курсе мировой истории. Проект прошёл апробацию и очень плодотворно использовался в преподавательской деятельности Сергея Лямина — лауреата конкурса «Учитель года».

Некоторые схемы и комментарии из нашей книги размещены здесь:

Развитие колониальных империй

Формирование мирового рынка

Абсолютизм в Западной Европе

Если говорить кратко

Книга, которую мы хотели бы предложить вашему вниманию, содержит основные теоретические положения курса истории в школе и на неисторических факультетах вузов. Необходимую информацию в ней найдут также те из читателей, которые занимаются разработкой или изучением курсов социологии, обществознания, политологии, философии и культурологии, поскольку все эти науки напрямую связаны с историческим знанием.

К созданию этой необычной книги нас подтолкнули объективные потребности современного образования. Лишённый своего теоретико-обобщающего компонента курс истории в школах и вузах имеет все шансы превратиться в беглое сумбурное освещение разрозненных исторических фактов – «галопом по европам». Однако соответствующие учебники не всегда предлагают разработанную методику изложения и усвоения концептуальных основ исторической науки.

Современный человек живёт в слишком высоком темпе, наша загруженность приближается к физическому пределу и поэтому весьма проблематично затратить много часов и дней на изучение множества научных книг и статей, по которым распылены исторические теории.

Итак, мы предприняли попытку сберечь время читателей, предложив в этой книге и саму теорию в кратком виде, и методику её изучения и преподавания.

Кроме того, у нас был ещё один мотив всерьёз задуматься над новой методической «начинкой» курса истории. Становление информационного общества коренным образом изменило стиль мышления нынешнего поколения. Поэтому старые методические приёмы в значительной степени утратили эффективность. Методический арсенал должен обновиться с учётом психологических характеристик нашего современника.

Следуя в русле подобных идей, мы решили представить вашему вниманию нестандартную форму подачи материала – абстрактные схемы. Они отображают смысловую взаимосвязь различных аспектов исторического процесса, а также их динамику. Каждая схема снабжена комментарием, который кратко, но в достаточном объёме поясняет историческую логику элементов схемы и связей между ними. Таким образом, схемы являются метафорами, наглядно демонстрирующими тот или иной принцип осмысления истории.

Учитывая перегруженность механической памяти в условиях информационного общества, мы преследовали цель задействовать более эффективный вид памяти – смысловой. Схемы представляют собой не систематизацию фактологических массивов, а целостные смысловые конструкции. Они не столько отражают фактический материал, сколько объясняют его. Графическая форма позволяет не только мобилизовать визуальное восприятие, но и заключить максимум информации в минимальное число знаков, а также наглядно продемонстрировать причинно-следственные и смысловые связи. Логика схемы, таким образом, репрезентативна и «легко читаема». Необычность и разнообразие форм схем не притупляет внимание, а, напротив, способствуют фиксации в памяти изучаемого материала.

Кажется, настало время вспомнить подзаголовок этой части нашего анонса и действительно кратко суммировать самые характерные черты книги и те причины, которые подвигли нас «нарисовать» и написать её.

      • Большая информативность курса истории вызывает дефицит времени на изложение и усвоение нового материала. Общепризнанно, что использование схем – один из самых эффективных способов экономии времени на уроке и при самостоятельной работе.

• Схемы и комментарии к ним значительно упрощают и сокращают процесс обобщения материала учебника и построения логики изложения при подготовке к занятиям.

• Схемы и комментарии облегчают поиск дополнительной информации, так как их содержание выходит за рамки учебника.

• Современное сознание алгоритмично, оно преклоняется перед любыми схемами, поэтому они обеспечивают лёгкость и прочность запоминания.

• Схемы призваны компенсировать эклектичность современного сознания, так как, систематизируя материал, задействуют смысловую память.

• Мы живём в эпоху дефицита внимания, вследствие информационной перегрузки человека. Схема требует минимум внимания, но несёт много информации.

• Зрительная информация схем легче воспринимается, понимается и запоминается современным визуализированным сознанием.

• Информационный хаос сегодня предъявляет более жёсткие требования к формированию учебно-интеллектуальных навыков теоретического обобщения и оперирования целостными смыслами. Работа со схемой – один из путей выработки таковых навыков.

Теория и факты: в поисках утраченной взаимности

Довольно часто и не слишком корректно мы отождествляем факты с истиной в последней инстанции, а теорию – с субъективной интерпретацией, отражающей скорее взгляды и политическую ориентацию исследователя, нежели историческую правду. Возможно, теории часто дискредитировали себя, но и факты «не безгрешны».

В действительности, теория и факты – равноправные и, более того, взаимодополняющие элементы знания. Теория позволяет не только суммировать, обобщать факты, но и объяснять их. Конечно же, полезно знать ответы на вопросы «что?», «где?», «когда?», но не менее важно и намного труднее ответить на вопросы «почему?» и «как?».
Факт без теории лишён смысла, поскольку в этом случае нельзя установить, зачем он существует. Однако и теория, не наполненная фактами, не подтверждённая ими, – не что иное как пустая фантазия.

В современных учебниках много фактов – мы же предлагаем восполнить недостаточность их теоретического осмысления.
У проблемы соотношения фактов и теории есть и другая – психологическая – сторона. Бессистемное заучивание фактов тренирует лишь память, уподобляет человека диктофону. Теория же развивает мышление и в том числе способность самостоятельно добывать и обрабатывать факты.

Врождённая особенность теоретического познания (и, следовательно, наших схем) – условность. Всякая теория сворачивает в абстрактные вербальные текстовые или числовые понятия реальную жизнь. Поэтому теория беднее практики и никогда не бывает предельно точна. Иначе говоря, любую теоретическую конструкцию (будь то теорема Пифагора или теория относительности Эйнштейна) нельзя считать абсолютной и предельной истиной – теория истинна лишь в сравнении со своими предшественницами.

Прогресс науки – это бесконечный процесс уточнения теорий в соответствии с фактами – процесс достижения идеала, к которому можно подойти всё ближе и ближе, но которого нельзя достичь. Ведь мир бесконечно сложен; и постоянно появляются новые факты, для объяснения которых требуются новые, более сложные и более обобщающие теории.
Условность теоретического мышления – это неизбежная расплата за его способность объяснять. Бесконечный учёт бесконечного числа фактов не ведёт к пониманию.

Итак, теория – это инструмент познания, а не абсолютная истина, но инструмент необходимый: его можно совершенствовать, заменить другим, но обойтись без него нельзя.

Схема: кто есть кто в метафорическом мире

Мы задумались над тем, каким образом лаконично и внятно изложить сложные теории. Как рассказать о них просто и в тоже время не примитивно. Задача, казалось бы, не из простых. Но известно, что ясность объяснения и глубина объясняемого – вещи вовсе не противоположные.

Ту форму представления материала, которую мы решили предложить, условно можно назвать схемами, хотя, если быть до конца точными, то перед вами визуализированные метафоры.

Это не просто мнемонические, но и поясняющие схемы, где в системе образов, в абстракции заключена сущность и логика развития исторических явлений. Сложные мыслительные конструкции здесь уподоблены более наглядным простым предметам, которые по странному стечению обстоятельств точно выражают суть дела.

Наши современники часто пользуются метафорами – не только в обыденной речи («Не стой столбом») и не только в поэзии («Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути»), но и в языке науки. Дело в том, что человек мыслит по большей части с помощью метафор. Приведём пример: пока мы писали этот текст, мы долго обсуждали, как более точно отразить суть метафор, пока не поняли, что слово «отразить» означает, что, размышляя над метафорой, мы пользуемся метафорой. Ведь восприятие и трансляцию кому-либо некой информации мы автоматически уподобляем зеркалу, в котором отражается и запечатлевается окружающий мир.

Подобные метафорические схемы позволяют безболезненно усваивать сложные и запутанные теории. Изучать слишком простое – это значит тратить время впустую. Без трудных задач, без ориентации на более высокий уровень сложности нет развития человека.

Микроструктура книги или что общего у кирпичей с молекулами

Итак, первичным элементом книги является схема, а также пояснительный текст к ней. К каждой схеме мы написали два комментария. Один из них можно назвать метафорическим, так как он раскрывает метафору, указывает, каким конкретным историческим содержанием наполнен абстрактный рисунок и каждый из его элементов. Второй же комментарий – содержательный – это краткий очерк соответствующего теоретического материала. Метафорический комментарий соединяет образ схемы с текстом содержательного комментария. Единство образа и текста – предмет неустанных забот науки и искусства.

Именно из этих трёх элементов (схема, метафорический и содержательный комментарии) состоят все «кирпичики здания» нашей книги. Если применить другую метафору, то можно сказать, что именно из этих трёх «атомов» состоят все «молекулы»… и т.п. Как видите, одно и то же явление или одну и ту же мысль можно пояснить с помощью разных метафор.

Макроструктура: вертикальная синхрония и горизонтальная диахрония

Как же соединяются кирпичи (или молекулы) книги между собой?

В истории принято выделять некоторые макропроцессы. Приставка «макро-» здесь обозначает то же, что и в подзаголовке этой части нашего анонса: «общий», «большой». Конечно же, разграничение «просто процессов» и макропроцессов весьма условно. Экономическое развитие, эволюция политических систем и социальных структур, динамика мировоззрений и идеологий, изменения внутри культуры и менталитета – всё это можно считать базовыми макропроцессами, которые присутствуют в каждой цивилизации в каждую эпоху.

Если описывать течение какого-либо макропроцесса в последовательно сменяющие друг друга исторические периоды, то мы получим диахронный метод описания прошлого. Например: «Мануфактурная промышленность в России в XVII – XIX веках» или «Институт рабовладения в республиканском и императорском Риме».

Существует противоположный метод описания истории – синхронный, когда изучается переплетение разных процессов в одной цивилизации, стране или регионе в конкретный момент времени. Например: «Социально-экономический кризис и внутриполитическая ситуация во Франции в 1789 году».

Однако дело здесь не только в разных подходах к написанию научных текстов. В самом историческом прошлом реально существовали как синхронные, так и диахронные связи. Так, например, в 1870-е годы объёмы промышленного производства Великобритании были связаны с внутренней и внешней политикой правительства, с уровнем социальной напряжённости и рядом других процессов. Здесь очевидна синхронная связь. Но, безусловно, объёмы производства в 1870-е годы напрямую зависели от развития промышленности в 1850 – 1860-е годы. Это уже диахронная связь. Исследование истории невозможно без учёта и того, и другого видов связей.

Мы поставили перед собой задачу отобразить как синхронные, так и диахронные связи в мировой истории. Иначе говоря, мы стремились показать как взаимосвязь разных макропроцессов в рамках одной цивилизации или эпохи, так и проследить преемственность разных этапов и логику развёртывания макропроцессов в разные эпохи.

Обратите внимание на «Таблицу смысловых связей», где все схемы сгруппированы по вертикали и горизонтали. Вертикальные группы – разделы – это цивилизации и эпохи. Внутри этих групп между схемами прослеживаются синхронные связи. Горизонтальные группы – макропроцессы, проходящие сквозь века.Мы совместили синхронные и диахронные методы изложения, поэтому содержательную преемственность, смысловую связь можно проследить как по вертикали, так и по горизонтали.

Таблица смысловых связей
рассмотреть таблицу более детально

Одному макропроцессу в ту или иную эпоху мы посвятили в среднем одну схему; и, таким образом, каждый раздел содержит описание всей гаммы базовых макропроцессов, происходивших в ту или иную эпоху.

Позвольте сделать несколько пояснений относительно состава разделов книги. Довольно часто под цивилизациями понимаются локальные (пусть даже огромные) культурные общности людей. Однако в шестой, седьмой и восьмой разделы включены цивилизации, выделенные по хронологическому, а не по культурно-географическому принципу. Это объясняется тем, что с начала Нового времени (шестой раздел) формируется единая мировая цивилизация. Сюда же примыкает раздел первый. Так как в период первобытности человечество прибывала в синкретном (слитном) состоянии и ещё не успело раздробиться на локальные цивилизации.

Что со всем этим делать

Наша книга не является поурочной разработкой для учителя или экзотической шпаргалкой для ученика или студента. Задача предложенных схем облегчить запоминание и понимание сложных теорий социальной реальности.

А дальше всё зависит от того, кому в руки попадёт эта книга. Если это будет учитель истории и обществознания, руководитель факультатива по социологии и политологии или философского кружка, преподаватель социально-гуманитарных курсов в вузе, то эти схемы могли бы стать интересным способом объяснения нового материала или закрепления старого. Анализ схем мог бы занять целый урок, лекцию, семинар или, напротив, стать небольшим, но эффектным их элементом.

Если интерес к нашей книге проявит человек, обучающийся социальным наукам или просто ими интересующийся, мы искренне надеемся, что схемы привлекут и его внимание.

Главное – помнить, что один из инструментов нашего сознания это ассоциация. Поэтому, внимательно наблюдая, рассматривая череду ассоциаций, заключенных в наших схемах, не трудно обнаружить логику социально-исторических метафор; и тогда любая – даже самая сложная – теория становится элементарна «как дважды два».
Не будем также забывать, что наше с вами сознание легче запоминает яркие образы (каковыми и являются схемы), нежели однообразные массивы текста. Впоследствии, вспоминая такой целостный образ, мы легко восстанавливаем в памяти отдельные его элементы, в которых кодируется необходимая для нас информация о прошлом человеческого общества.

Related Posts