Фрактальная геометрия появилась в конце 1970-х гг. после классических публикаций Бенуа Мандельброта. Теория самоорганизованной критичности сформулирована Пером Баком и коллегами (в частности, BTW – Bak, Tang and Wiesenfeld) в 1980-х гг.
Б. Мандельброт определял фрактал как структуру, части которой «в каком-то смысле» подобны целому во множестве масштабов. Фракталы являются удобной эвристической метафорой для описания самоподобных социальных и политических структур, а также логики их развития; а построение алгебраического фрактала можно рассматривать как исследование поведения системы в фазовом пространстве.

Понятие «самоорганизованная критичность» введено Пером Баком и коллегами (BTW – Bak, Tang and Wiesenfeld) в 1980-х гг. для обозначения некоторого универсального свойства различных систем демонстрирующих поведение, которое может быть описано как розовый шум (своего рода фрактальный процесс – фрактальный временной ряд, «рябь на ряби на ряби»). В природе обнаружено огромное количество систем, издающих розовый шум. Розовый шум – это голос Вселенной (от изменения яркости звёзд до биения сердца и электрической активности головного мозга). Розовый шум можно рассматривать как предвестник лавин – масштабных трансформационных событий.
