Грант Президента РФ. Визуализированные метафоры как средство образовательной коммуникации…

Грант Президента Российской Федерации для молодых кандидатов наук № МК-5604.2012.6, проект «Визуализированные метафоры как средство образовательной коммуникации в процессе преподавания истории и обществознания», руководитель – С.К. Лямин; исполнитель – Д.С. Жуков.

В рамках проекта была осуществлена разработка методологии применения визуальных эвристических метафор в преподавании истории и обществознания.

Достижение этой цели предполагало решение следующих задач: (1) исследование специфики восприятия современными школьниками и студентами учебного материала; (2) создание учебно-экспериментального комплекса эвристических метафор по мировой истории и обществознанию; (3) апробация учебно-экспериментального комплекса.

Научно-практическая  значимость проекта  – разработка методики «перевода» смыслов социальных и гуманитарных дисциплин в коммуникативную и перцептивную систему, доступную  современным школьникам и студентам, без потери и примитивизации содержания. Предполагается, что игнорирование принципиальных трансформаций мышления молодёжи в условиях информационного общества создаёт коммуникационный барьер в образовательном процессе. Проект предлагал один из самых эффективных способов разрушения этого барьера.

Практически впервые было предложено масштабное использование эвристических метафор для установления стабильных коммуникативных каналов в процессе преподавания базовых (и наиболее абстрактных) обществоведческих категорий.  Проект предусматривал не только создание методологии использования эвристических метафор и анализ её практической эффективности, но также и разработку обширного  учебно-экспериментального комплекса, включающего более 70 эвристических схем и комментариев к ним.

Пример эвристической метафоры. Схема «Яичница»

Помимо выработки новой стратегии организации восприятия учащихся, было предусмотрено некоторое обновление понятийного, категориального аппарата  истории и обществознания. На данный момент системообразующей концепцией для гуманитарных и социальных дисциплин является теория модернизации. Кардинальная проблема теории модернизации и её преподавания заключается в нормативном, стандартизирующем и унифицирующем характере самой исходной теории, которая провозглашает некоторые (как правило, англо-саксонские) эталоны модернизированности и ориентиры развития. Таким образом, значительно сужается возможность для построения интеллектуально и политически независимых стратегий модернизации. Поэтому рассмотрение процесса модернизации с точки зрения, отвергающей единый и «единственно правильный» нормативный вариант развития, является весьма продуктивным подходом.  Новизна проекта заключена в том, что в содержании преподаваемого материала будут продемонстрированы закономерности и перспективы нового витка российской модернизации с учётом новейших достижений отечественных общественно-политических наук, а также с учётом вновь сформулированных в 2000-е гг. внутри- и внешнеполитических интересов России и ориентиров долгосрочного развития страны. Включение в социальные и гуманитарные курсы основных представлений о  факторах, закономерностях, перспективах и парадоксах модернизации является актуальным научным и педагогическим вопросом. Предлагаемое исследование было призвано внести определённый вклад в разработку данного вопроса.

Проект был направлен, кроме того, на решение проблем, являющихся негативными побочными эффектами современных подходов к преподаванию социальных и гуманитарных дисциплин. Лишённые своего теоретико-обобщающего компонента курсы истории, обществознания, политологии, социологии в школах и вузах могут превратиться в сумму разрозненных фактов. Однако соответствующие учебники не всегда предлагают разработанную методику изложения и усвоения концептуальных основ этих наук. Поиск новых методик сжатого и осмысленного изложения и усвоения теоретического материала имеет целью компенсировать фактоцентрическую модель мышления учащихся, которая формируется в процессе тест-ориентированного обучения.

Эффективная трансляция базовых теоретико-мировоззренческих компонентов социальных и гуманитарных наук невозможна без учёта фундаментальных особенностей восприятия человека информационного общества. Проект предусматривал создание (на основе эвристических метафор) таких мнемонических и эвристических методик, которые были бы комплиментарны принципам восприятия учащихся. Становление информационного общества коренным образом изменило стиль мышления нынешнего поколения. Поэтому старые методические приёмы в значительной степени утратили эффективность. Методический арсенал должен обновиться с учётом психологических характеристик нашего современника.

Пример эвристической метафоры. Схема «Спички»

Современный человек живёт в высоком темпе, загруженность среднего школьника и студента приближается к физическому пределу – и поэтому весьма проблематично затратить много часов и дней на изучение множества научных книг и статей, по которым распылены исторические, социологические и политологические  теории. Информационный массив преподаваемых курсов, следовательно, должен быть организован таким образом, чтобы в наименьшем количестве знаков содержался значительный объём знаний. Большая информативность социальных и гуманитарных курсов вызывает дефицит времени на изложение и усвоение нового материала. Общепризнано, что использование схем – один из самых эффективных способов экономии времени на уроке и при самостоятельной работе.

Визуальные эвристические метафоры (схемы), которые были разработаны в данном проекте, отображают смысловую взаимосвязь различных аспектов жизнедеятельности общества, а также их динамику. Каждая схема снабжена комментарием, который кратко, но в достаточном объёме поясняет историческую, социальную или политическую логику элементов схемы и связей между ними. Таким образом, схемы являются метафорами, наглядно демонстрирующими тот или иной принцип осмысления истории, социальной и политической деятельности людей. Сложные мыслительные конструкции в эвристической схеме уподобляются более наглядным простым предметам.

Пример эвристической метафоры.Схема «Мишень»

Учитывая перегруженность механической памяти в условиях информационного общества, авторы преследовали цель задействовать более эффективный вид памяти – смысловой. Схемы представляют собой не систематизацию фактологических массивов, а целостные смысловые конструкции. Они не столько отражают фактический материал, сколько объясняют его. Графическая форма позволяет не только мобилизовать визуальное восприятие, но и заключить максимум информации в минимальное число знаков, а также наглядно продемонстрировать причинно-следственные и смысловые связи. Логика схемы, таким образом, репрезентативна и «легко читаема». Необычность и разнообразие форм схем не притупляет внимание, а, напротив, способствуют фиксации в памяти изучаемого материала. Сознание современного человека алгоритмично, оно чувствительно к любым схемам, поэтому они обеспечивают лёгкость и прочность запоминания. Зрительная информация схем легче воспринимается, понимается и запоминается современным визуализированным сознанием.

Информационный хаос спровоцировал ужесточение требований, предъявляемых к формированию учебно-интеллектуальных навыков теоретического обобщения и оперирования целостными смыслами. Эвристические метафоры, призваны компенсировать эклектичность современного сознания, так как организуют внимание и направляют его на усвоение целостных объяснительных конструкций.

Related Posts