Проект ФЦП «Традиция и утопия: темпоральные характеристики процесса модернизации»

Соглашение № 14.B37.21.0705 (Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы), проект «Традиция и утопия: темпоральные характеристики процесса модернизации», 2012 – 2013 гг., руководитель – О.В. Головашина; исполнители – Д.С. Жуков, С.К. Лямин.

Сложность определения таких терминов как «традиция» и «утопия» в том, что в сознании они существуют как фундаментальные понятия, на базе которых строятся дальнейшие теории и практические рекомендации экспертного сообщества. Данный проект предполагает на основании разнообразных исторических источников, исследовании развития общественной мысли, провести анализ дискурса о модернизации с первых крупных модернизационных проектов второй половины XIX века до современного этапа с целью  выявления места темпоральных представлений и оценки их роли в процессе модернизации.

Традиция нами рассматривается как та структура, которая  определяет успехи или неудачи модернизационных проектов в России. Если классическая теория модернизации предполагает однозначно негативную оценку традиционного общества, то сейчас исследователи говорят о ренессансе различных традиционных течений и направлений. Ускорение и нелинейность протекающих в обществе процессов актуализирует обращение к стабильным устойчивым категориям, механизмам и роли трансляции опыта поколений. Высокая роль неформальных институтов, которая сохраняется в современном российском обществе, диктует необходимость исследования традиционного общества как основного объекта модернизации. Осмысление традиции как прошлого, анализ традиционного общества в современной России позволит выявить особенности модернизационного процесса. Если сама лексема «время» у современного человека ассоциируется с линейной моделью времени, для которой характерна необратимость, неповторимость происходящего, то само понятие произошло от «веремя» (родственное слову «веретено»), то есть, отражает идею цикличности. Традиционная культура, элементы которой очень многочисленны в современной России, связана именно с циклической идеей времени, следовательно, с отрицанием прогресса, развития.Настоящее время рассматривается отечественными философами, как условность, несуществующее. Русскому человеку свойственен консерватизм, инерционность мышления, представление о том, что «раньше было лучше».  Несмотря на значительную роль будущего времени в грамматике русского языка, в России будущее является, скорее, объектом фантазий, «маниловщины», чем возможной реальностью. Русскому человеку свойственно неодобрительное отношение к событиям, долго длящимся во времени, процессам с отсроченным результатом, к которым относится модернизация. Будущее мифологизируется, а не планируется. То есть, несмотря на то, что тема модернизации является одной из самых актуальных в современном гуманитарном дискурсе, ее обсуждение идет, скорее, в логике пожеланий, а не практического дела. Модернизация предстает не как проект, а как утопия. Исследование модернизационных трансформаций во второй половине XIX – начале ХХI вв. позволяет проследить причины, место и оценить роль утопических представлений.

Таким образом, процесс модернизации исследован через фундаментальную онтологическую категорию – время.

Related Posts