Грант РФФИ и ЭИСИ. Сценарии прошлого, настоящего и будущего: системно-динамическое моделирование…

Грант Российского фонда фундаментальных исследований и Экспертного института социальных исследований 20-011-31122-а, «Альтернативные сценарии прошлого, настоящего и будущего: системно-динамическое моделирование политической трансформации региональных элит (Россия, 1991 – 2035 гг.)», 2020 – 2021, руководитель – Д.С. Жуков; исполнитель — Д.Г. Сельцер.

Объектом исследования являются региональные административно-политические элиты (далее для краткости – «региональные элиты», «элиты») в узком смысле – совокупность людей, в силу своего формального статуса осуществляющих решенческую функцию, прежде всего, в управленческой, кадровой, идеологической и финансово-экономической сферах. Трансформация этих элит рассматривается в течение постсоветского периода (1991 – 2019 годы) и в ближайшем будущем (2020 – 2035 годы). 

Исследование фокусировано на одной из принципиальных проблем элитологии – влиянии элит (их состояния, происхождения, целеполагания, ответственности, качества) на политические перемены и, напротив, влияние политических перемен на состав элит.

Проблема этого исследования заключается в ответе на вопрос, при каких условиях и каким образом качество элиты влияет решающим образом на политические перемены и повороты, каковы границы такого влияния, насколько историческая реальность расходится с меритократическими представлениями об идеальных трансформациях, как трансформации меняют состав элиты.

Прямой путь к ответу на эти вопросы заключается в построении множества альтернативных (контрфактических) сценариев развития элит (в недавнем прошлом и ближайшем будущем). В каждом из таких сценариев можно протестировать, как изменится элита при изменении тех или иных факторов или условий, воздействующих (реально или гипотетически) на её динамику.

Для решения этой проблемы мы предлагаем использовать системно-динамическую модель трансформации региональных административно-политических элит. Такая модель уже создана авторами с помощью специализированного программного обеспечения Powersim Studio 10 в ходе проекта РФФИ № 17-46-680457 р_а «Моделирование процессов рекрутирования и трансформации региональных политических элит в современной России» (2017 – 2019 гг.). Это исследование охватывало период с 1985 по 2019 год. Разработанная модель даёт возможность проводить вычислительные эксперименты (в том числе – прогностические) для имитации динамики элит (включая состав, механизмы рекрутирования и влияние внешних сил) при разных конфигурациях управляющих факторов. Базовый – реалистический – сценарий, который генерирует модель, был успешно сопоставлен с имеющимися эмпирическими наблюдениями и историческими данными. Модель, таким образом, была верифицирована. Кроме того, эвристические возможности модели и некоторые результаты экспериментов представлены в нашей обширной итоговой статье:
Жуков Д.С., Сельцер Д.Г. Системная динамика российской региональной элиты (1985 – 2019 гг.): альтернативные сценарии // Журнал политических исследований. 2019. Т. 3. № 4. С. 40-74. Полный текст в формате pdf: https://naukaru.ru/ru/storage/download/44074
Резюме статьи на сайте журнала: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/34262/view

Известный специалист в области моделирования Н. Гильберт следующим образом описывает эвристические возможности  подобного подхода:

В отличие от политического экспериментирования (политических пилотных проектов), вычислительные модели политики могут работать с правилами ceteris paribus («при прочих равных условиях»), произвольным управлением и… контрфактическими предположениями. Используя модели политики, мы можем исследовать альтернативные решения, просто опробовав вариации параметров в модели, и экспериментировать с контекстно-зависимыми моделями с близкими, средними и далёкими временны́ми горизонтами… Модели политики позволяют пользователю изучать будущее. Первоначально, [как правило], разработчики моделей будут стремиться воспроизвести базу данных, описывающую начальное состояние реального эксперимента, а затем экстраполировать моделируемые структуры и динамику в будущее. Сначала можно сформировать базовый сценарий в духе «Что делать, если в будущем не произойдёт никаких изменений?»

Gilbert N., Ahrweiler P., Barbrook-Johnson P., Narasimhan K.P., Wilkinson H. Computational modelling of public policy: Reflections on practice // Journal of Artificial Societies and Social Simulation. 2018. Vol. 21. Issue 1. P. 14. DOI: 10.18564/jasss.3669. URL: http://jasss.soc.surrey.ac.uk/21/1/14.html

Аналогичное мнение высказывает Дж. Эпштейн:

…Ещё одним преимуществом явных, эксплицитных моделей является возможность проведения анализа чувствительности (то есть возможность посмотреть, как модель реагирует на изменение входных данных и условий – Д.Ж.). Можно охватить множество возможных сценариев с огромным диапазоном параметров для выявления наиболее существенных неопределённостей, областей устойчивости и важных пороговых значений…»

Epstein J.M. Why model? // Journal of Artificial Societies and Social Simulation. 2008. Vol. 11. Issue 4. P. 12. URL: http://jasss.soc.surrey.ac.uk/11/4/12.html

В рамках проекта рассматриваются, среди прочего, сценарии динамики региональных элит, которые инициируются, например, следующими гипотетическими событиями: элита повергается люстрации в 1991 и/или «чистке» в 2021 году; с 1991 года вводится запрет на пополнение элиты «родственниками» и сохраняются номенклатурные практики элитозамещения; в ходе президентских выборов 1996 года к власти приходят оппозиционные силы; в 2008 году происходит отказ от усиления вертикали власти; в 2021 году происходит отказ от выборности губернаторов, а выборы легислатур перестают влиять на механизмы элитозамещения; в 1991 или в 2021 года вводятся нормы обязательной выслуги лет при занятии ряда административно-политических должностей; в 2024 году к власти приходят оппозиционные силы; в 2024 году происходит смена партии власти; в 2014 году происходит изменение принципов административно-территориального устройства страны и сокращение полномочий региональных властей, в том числе, в сфере кадровой политики; и прочее. Здесь перечислены далеко не все сценарии, которые могут быть сконструированы посредством системно-динамической модели. Мы не ограничиваемся вышеперечисленными сценариями.

Важно подчеркнуть, что мы не рассматриваем альтернативные сценарии как самоценные, как самодостаточный исследовательский результат. Для нас такие сценарии являются, главным образом, инструментом выявления потенциалов и свойств реальной – существующей – системы рекрутирования элиты и её компонентов – акторов и механизмов.

Related Posts